Как сокращать персонал без трагедий

0
41
Как сокращать персонал

В 2020 каждая десятая компания в России планирует сократить штат. Это волнительный и не самый приятный процесс не только для сотрудников, но и для работодателя. Не говоря уже про HR’ов, которые оказываются между молотом и наковальней.

Почему компаниям приходится расставаться с работниками, кто еще участвует в этом процессе и как провести сокращение максимально мягко для всех сторон?

• Почему компании сокращают сотрудников

Для начала определимся с понятиями. Может показаться, что это лишь игра слов, но есть разница, например, между массовыми сокращениями и оптимизацией штата. В первом случае бизнес сжимается и снижает объемы производства, а во втором — трансформируется, становится более технологичным и, как следствие, более успешным. Сокращение численности персонала и сокращение штата — тоже не одно и то же. В первом случае руководство решает, что при нынешней нагрузке нужны не пять, а два бухгалтера, а во втором — что бухгалтерия больше не нужна в принципе, «распустить весь отдел!».

Ясно одно — любые решения об уменьшении численности сотрудников не принимаются спонтанно. На то есть причины. Чаще всего, важную роль при сокращении персонала играют:

1. Автоматизация и цифровизация. В последние годы мы все чаще говорим, что некоторые задачи намного эффективнее решать не лично, а с помощью алгоритмов и механизмов. Компания может заменить сотрудников на ботов, попутно увеличив производительность и эффективность управления.

Так, например, РЖД к 2025 планирует уволить 28 000 сотрудников . Всему виной — внедрение новых технологий и потребность в новых кадрах преимущественно в IT-сфере. Похожие кадровые изменения в своём банке анонсировал и Олег Тиньков. А в одной известной сети кофеен внедрение автоматически заполняющихся документов и оптимизация 1С позволили отказаться от второго менеджера в зале. Оставшийся сотрудник может уделять больше внимания гостям, а не тратить время на товарный учет и планирование смен официантов.

2. Особенности конкретной сферы бизнеса. Например, HoReCa или ритейл. Здесь особенно важно молниеносно реагировать на тренды. Можно строить планы на месяцы и годы вперед, но реальность внесет свои коррективы. Придется подстраиваться, постоянно что-то изобретать, экспериментировать, а это неизбежно скажется и на персонале.

3. Экономика. К сокращению персонала работодателей могут подтолкнуть не самые благоприятные условия для бизнеса. Например, когда из-за кризиса в России стали реже покупать новые автомобили, начались увольнения у автодилеров, в салонах и на самих заводах. Еще один пример — общий рост цен, из-за которого растут основные расходы компании. Где-то можно поднять стоимость вслед за рынком, если это не спугнет большую часть покупателей. Где-то можно договориться о скидках с поставщиками или снизить стоимость аренды в несезон, но все это лишь временные решения. Чтобы играть вдолгую, компаниям приходится регулярно пересматривать, на что они готовы тратить деньги. И затраты на персонал — не исключение.

• Как обойтись без трагедий

1. Вовремя сообщайте сотрудникам о ситуации в компании. По статье 180 ТК РФ — минимум за пару месяцев до предполагаемой даты сокращения. Срок может быть больше, но никак не меньше. Так вы позволите людям в комфортных условиях найти работу.

2. Разговаривайте с сотрудниками вместе с руководством. Так вы покажете, что вам не все равно, и это положительно повлияет на вашу репутацию как работодателя. Даже если поначалу будет сильный негатив.

3. Держите сотрудников в курсе глобальных планов компании, достоверно и развернуто рассказывайте о текущей ситуации. Не должно быть такого, что директор выходит на трибуну и внезапно сообщает всем о тяжелых временах. Если сотрудники будут знать, что происходит в компании, то с большим пониманием отнесутся к плохим новостям.

4. Будьте по-настоящему корректны и прочувствуйте свою ответственность за происходящее. Вы должны понимать, что речь идет про судьбы людей, что для многих сокращение означает большие перемены в жизни. Бывают сложные кейсы с котами, детьми, родителями, ипотеками, ремонтом. Кого-то даже на скорой увозят. Здесь важно проявить человечность, но при этом сохранить личные границы. Не поленитесь подобрать правильные слова.

5. Если у компании есть такая возможность, попробуйте предложить сокращаемым помощь в дальнейшем трудоустройстве. Обязательно проговорите все доступные варианты — возможно, в других департаментах или проектах. Так вы проявите свою заботу.

• Подытожим

С одной стороны, есть процедура сокращений в соответствии с ТК РФ, которая и призвана организовать оптимизацию без трагедий. Но с другой стороны, есть реальность, в которой собственники бизнеса пытаются максимально сэкономить. Тут многое зависит не только от HR-отдела, но и от политики компании. Задача HR’ов — грамотно донести до высшего руководства, что в погоне за быстрой экономией можно в долгосрочной перспективе потерять еще больше. Как минимум, подорвать HR-бренд и привлекательность компании как работодателя.

Адаптация статьи hrcho.ru

0

Автор публикации

не в сети 3 недели

almacrm

0
Комментарии: 0Публикации: 296Регистрация: 11-07-2019

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here