Депрессия у сотрудников. Чем опасна, и как HR может помочь?

0
77
Депрессия у сотрудников

На картинках-мемах HR’а часто изображают в качестве мамочки, которая нянчится с непутевыми младенцами-сотрудниками. В этой шутке доля правды огромна: у HR’а действительно много обязанностей по отношению к работникам, и одна из них — следить, чтобы моральный климат коллектива в целом и боевой дух каждого отдельного сотрудника оставался на подобающем уровне.

В последние годы исследователи душевного здоровья обеспокоены. По оценкам Всемирной ассоциации здравоохранения, от депрессии страдают более 300 млн человек, причем львиная доля бедолаг — миллениалы, люди 1980-2000 годов рождения. Суровые пожилые работники скажут: хватит маяться, займитесь делом, и все пройдет! Психиатры же рекомендуют в срочном порядке принимать антидепрессанты. Незнакомые с недугом люди посоветуют смотреть на жизнь позитивно.

Но для эйчара, конечно, это не варианты. Нужно действовать более практично.

• Почему это проблема

Надеемся, нам не нужно доказывать, что депрессия — невыдуманный диагноз: сотни статей и откровенных рассказов людей доказали, что эта беда существует, и прогулками по лесу и полноценным сном ее не вылечишь.

Кто-то скажет: какая HR’у, разница, что там у человека на душе? А разница есть. Для бизнеса этот недуг практически фатален. Во время депрессии у человека резко снижается эффективность и продуктивность (по некоторым данным, аж в четыре раза), пропадает мотивация, он чаще совершает ошибки и просто глупые поступки (может, например, «слить» информацию конкурентам). Он вял и невнимателен.

Только в США депрессия ежегодно обходится работодателям в $51 млрд из-за отсутствующих и плохо работающих сотрудников.

По России таких цифр нет. Беда в том, что у нас — давайте уже признаемся в этом — депрессия по-прежнему считается чем-то постыдным. О ней стесняются говорить, ее скрывают. Поэтому выявить сотрудника, страдающего от болезни, непросто.

Очевидных признаков не существует. Если человек, например, осунулся и похудел, это может быть сигналом проблем со здоровьем, но не депрессии. Пожалуй, самый верный показатель — безразличие, отсутствие интереса к чему бы то ни было (а вовсе не глубокая грусть-печаль, как многие ошибочно полагают), снижение социальной активности.

Диагностировать депрессию заранее — амбициозная задача. Можно, например, исходить из исследований (https://www.shrm.org/resourcesandtools/hr-topics/empl..), которые показывают: за последние пять лет миллениалы стали страдать от симптомов депрессии на 24% чаще. А с возрастом эти симптомы уменьшаются и сходят на нет. Так что миллениалы — в любом случае группе риска.

• Как помочь

◦ Снизить нагрузку

Попросите коллег на время разделить обязанности со страдающим от депрессии человеком. Однако делать это стоит аккуратно: так, чтобы человек не заметил. Иначе он решит, что на нем поставили крест (люди в депрессии склонны драматизировать и принижать себя).

◦ Поговорить

У хороших психотерапевтов есть правило: никогда не давать советов. Поэтому, если вам удалось вызвать коллегу на откровенный разговор, избегайте прямых рекомендаций. Расспросите человека о его состоянии и причинах, помогите копнуть глубже и разобраться в себе и, возможно, самому найти решение.

Лучший способ вызвать на разговор — поделиться похожим опытом, если у вас или ваших знакомых он был. Конечно, делать это стоит ненавязчиво. Если чувствуете, что человек пока не готов к контакту, просто дайте знать: ваша дверь для него всегда открыта.

И да, приготовьтесь к тому, что во время беседы человек может расплакаться. Это нормально. А еще, конечно, стоит помнить о конфиденциальности такой информации.

◦ Не подбадривать

Общие фразы из серии «все будет хорошо» или «ты сможешь, ты справишься» делают только хуже. Они и раздражают, и возлагают на человека лишнюю ответственность — в общем, только больше затягивают в болото депрессии.

Вместо такого бессмысленного подбадривания лучше лучше совершить небольшой, но приятный поступок. Пригласить вместе сходить на обед или прогуляться до магазина, предложить шоколадку или чашку чая. В общем, показать, что вам не все равно. И снова — не переборщите: чрезмерное внимание принесет больше вреда, чем пользы.

◦ Задуматься, все ли в компании хорошо

Подумайте: не могла ли работа стать причиной депрессии? Что показывают опросы удовлетворенности сотрудников? Для многих страх потерять работу или нездоровая атмосфера в коллективе — триггеры, которые запускают депрессивное состояние. А следить за адекватностью морального фона в компании — как раз задача HR’а.

Психическое здоровье сотрудников — один из залогов успеха компании. Создать в организации культуру поддержки и взаимопомощи — задача эйчара. В идеале, конечно, в компании должен быть свой психотерапевт, но порой людей стоит подтолкнуть, чтобы они решились признать проблему и посетить специалиста. Помните: HR — не психотерапевт, и его задача — не лечить, а распознать проблему и вовремя принять меры. Однако депрессия — сложный период в жизни сотрудников, и часто они не выдерживают и увольняются, влившись в статистику текучести персонала.

по материалам worki.ru

0

Автор публикации

не в сети 4 недели

almacrm

0
Комментарии: 0Публикации: 296Регистрация: 11-07-2019

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here